|
|||||||||||||||
Новости спорта
Новости магазина
|
|
12 февраля 2009 Робби Макьюэн: Карманная Ракета "Катюши"
Корреспондент "СЭ" побеседовал со звездой мирового велоспорта, человеком, который трижды завоевывал зеленую майку "Тур де Франс" как лучший спринтер знаменитой гонки. Ныне кумир миллионов поклонников велоспорта по всему миру - лидер российской "Катюши". И ничуть об этом не жалеет. "СПАСИБА, ПАЖАЛСТА, АТЛИЧНА" - Робби Макьюэн из горячей Австралии и "Катюша" из холодной России. Как возник этот "роман"? - Его нельзя назвать скоротечным. Кажется, еще два года назад начались разговоры о моем переходе в российскую команду. Они продолжились с новой силой после того, как стало известно о появлении "Катюши". Человека, который вел со мной переговоры, в команде уже нет, однако в данной ситуации это не так уж и важно. Главное, что я не колебался, принимая решение. Контракт был подписан еще за неделю до начала прошлогоднего "Тур де Франс". Причем двухлетний (не такое уж частое явление для велоспорта, где предпочитают подписывать однолетние соглашения с возможностью продления. - Прим. С.Б.). Несмотря на то что мне уже 36, я по-прежнему в полном порядке. - Знаете, что означает слово "Катюша" в русском языке? - Это очень известная песня, которую, возможно, знает каждый русский человек. Еще вы так сокращаете женское имя Катерина - Катя, Катюша. Ну и, конечно, "Катюша" - это знаменитая реактивная артиллерия времен Второй мировой войны. Вот это мне нравится больше всего. - Ну еще бы, ведь ваше прозвище - Карманная Ракета! - Да, Карманная Ракета. Кто-то говорит - Робби-Ракета. Напишите, что у меня, как у Ракеты, теперь есть своя ракетная установка. - А песню вы слышали? - Слышал, но ничего не понял. Надо слова учить. - Вам нравится само название команды - "Катюша"? Ведь это одно из очень-очень немногих названий во всем пелотоне, в котором нет упоминания спонсора, в то время как названия некоторых команд вообще выговорить невозможно… - Согласен. А "Катюша" - название прекрасное. Привлекает внимание людей, поверьте. Масса моих знакомых, услышав название команды (прочесть его на майках они все равно не могут, не зная кириллицы), стараются сразу "загуглить" его в интернете. Так что по этому вопросу попадание у "Катюши" стопроцентное. Еще мне очень нравится выделенная русская буква Ю на майке. Если кто видел, то согласится, что она придает определенный шарм. Лично мне импонирует желание российских спонсоров не себя рекламировать, а помогать развитию велоспорта в стране, что и было основным посылом для появления команды, если не ошибаюсь. Можно было бы легко назвать команду как-нибудь вроде "ИТЕРА-Газпром" или "Газпром-ИТЕРА" - и никто слова против не сказал бы. Но они дипломатично ушли в тень. Это мне понравилось. - По-русски уже можете что-либо сказать? Ну, кроме матерщины, с которой вы наверняка начали изучение языка… - Да, материться по-русски я немного умею. Меня этому научил один парень из Латвии. А так, ничего особенного, обычный туристический комплект - да, ньет, спасиба, пажалста, атлична. Ха! Еще знаю - наздровье. Очень важное слово, когда мы выигрываем какую-то гонку. - Многие были немного разочарованы тем, что вы не сумели приехать в конце декабря в Москву на презентацию команды. А вы? - Так уж получилось. Хотя Москва всегда была и остается для меня Городом, Который Стоит Посетить. Уверен, что в будущем там побываю, возможно, уже в этом году. В конце декабря был непростой период. Во-первых, у меня еще действовал контракт с бывшей командой (бельгийской Silence-Lotto. - Прим. С.Б.). Во-вторых, нужно было учитывать то, что в Австралии называют "тиранией расстояния". Мне потребовалось бы 5 дней на то, чтобы совершить вояж из Москвы до Австралии и обратно. В этом случае я бы вернулся в свой австралийский дом лишь в ночь перед Рождеством. Знаете, когда у вас двое маленьких детей, которые и так отца видят урывками, этот праздник значит многое. В-третьих, мне пришлось бы прервать подготовку к первой гонке сезона - Tour Down Under. Вот и выходит, что вряд ли мне удалось бы выиграть первую в истории "Катюши" гонку, не пожертвуй я поездкой в Москву. - Что ваши одноклубники рассказали о московской презентации? На ней они выглядели заметно уставшими… - Понять можно - их сорвали с тренировочного сбора в Италии, посадили в самолет и повезли в Москву. Весь день прошел в лихорадочном темпе, и под вечер они, как водится, немного поплыли. У них было мало времени на то, чтобы как следует посмотреть город. Хотя мне потом бельгийцы рассказали, что даже за это время их очень многое заинтересовало - исторические памятники, красивые монументальные здания, Красная Площадь. Тем не менее сама презентация, говорят, прошла на самом высшем уровне. - Насколько я знаю, вашу дочь зовут Елена. Очень русское имя, не так ли? - Очень! Это моя супруга вычитала, кажется, на обложке какого-то журнала. Ей очень понравилось. - Вы живете в Бельгии давно? - Давно. С тех пор, как стал профессионалом. В 1996-м я подписал контракт с голландской командой, которая думала-думала, где бы меня пристроить, и в результате я бросил якорь в Бельгии. Потом познакомился с женой и тогда уже окончательно осел в этой стране. Впрочем, каждый год у меня традиция три месяца проводить дома, в Австралии. Пакуем вещи и всей семьей едем. Там тепло и есть где тренироваться. ДЯДЬКА ДЛЯ "КАТЮШИ" - Вы довольны тем, что оказались в "Катюше"? - Счастлив, можно сказать! Мне очень понравилось, как парни работали на Tour Down Under. Очень важно, что в команде абсолютно все говорят как минимум на английском. Сейчас я вижу, что мальчики успешно едут "Тур Катара", и абсолютно уверен в том, что команду ждет большое будущее. И большие победы. Возможно, уже в этом году. - Вы однозначно самый опытный гонщик команды. Даже скажу больше, для многих молодых российских ребят вы эдакий дядя Робби. - Для некоторых, пожалуй, да. - Исполняете роль старшего брата по отношению к российской молодежи, когда вместе участвуете в гонке? - Регулярно общаюсь с парнями, даю им советы, хотят они их услышать или нет. Стараюсь передать им свой опыт участия в больших гонках, которого им пока недостает в силу возраста. Это то, чего очень не хватало мне, когда я был таким же молодым. Я попал в команду, где все соревновались друг с другом. Стариков, вроде меня, рядом не оказалось, поэтому голодная до побед молодежь разбиралась друг с другом достаточно жестко. В "Катюше" я с самого начала постарался установить тесные связи, наладить близкое общение между всеми ее членами. Закон хорошей команды: победа одного - заслуга всех остальных. Сейчас вот вплотную занялся формированием хорошей спринтерской группы внутри команды. Все-таки спринт - это мой хлеб. - Любопытно узнать, что вы думаете о российском велоспорте в целом. У нас есть группа хороших гонщиков, которые могут побеждать даже на "Гран-турах", что мы видим на примере Дениса Меньшова, но тем не менее я бы не рискнул назвать это отлаженной системой… - Мне думается, что мы, Россия и Австралия, схожи в этих проблемах на протяжении последних 10 - 15 лет. И у нас, и у вас есть масса сильных гонщиков, но все они разбросаны по разным иностранным командам. В этом смысле появление "Катюши" - событие почти историческое. Сейчас у вас есть команда "Про-тура", с помощью которой растопыренную пятерню можно превратить в мощный кулак. У Австралии, скажем, до сих пор нет собственной команды, несмотря на все успехи в последнее время. А что до Меньшова, то это один из немногих, кого по-настоящему не хватает в "Катюше". - Насколько я знаю, переговоры по Меньшову шли, но закончились ничем. - Да. На мой взгляд, он слишком быстро продлил контракт с "Рабобанком". Возвращаясь к "Катюше", замечу позитивный эффект от того, что в команде есть не только россияне, но и иностранные гонщики с именем. Если вы посмотрите на футбол, то увидите, что топ-клубы уровня "Манчестер Юнайтед" собирают под своими знаменами лучших, невзирая на их национальность. - В Австралии сейчас масса выдающихся спринтеров, а вот с многодневщиками не очень. У россиян, наоборот, налицо явный недостаток хороших спринтеров. В чем тут дело, как вам кажется? - Трудно ответить однозначно, не зная всех обстоятельств, не видя всей картины. Зато я вижу другое. Каждый год масса российских гонщиков отправляется в Италию, которая славится тем, что там проходят подготовку многие "горняки". Возможно, вашим парням лучше ездить тренироваться в Бельгию или Голландию, то есть туда, где преобладает равнина? - Вы довольны тем, как прошла дебютная для "Катюши" многодневка Tour Down Under? - Главное, у нас есть победа в критериуме (гонке по городским улицам, которую выиграл как раз Макьюэн. - Прим. С.Б.), которая считается прологом самой многодневки. Придумать лучший сценарий для первого в истории старта команды сложно. Увы, по ходу самой многодневки случилась пара инцидентов, повлиявших на исход отдельных этапов. Скажем, уже на первом этапе я на большой скорости получил сильный удар. - Да-да, знаю. Вы до сих пор злитесь на этого парня с большим фотоаппаратом? - Я не злюсь. Кстати, это была женщина. Просто довольно глупо высовываться за ограждения на самом финише, где гонщики набирают максимальную скорость, просто ради хорошего кадра. А рука у меня болит до сих пор. Был еще инцидент на заключительном этапе, который я просто обязан был выигрывать. Но во время спринтерских разборок на финише один из оппонентов вильнул, сбил меня с ритма, а в итоге первым оказался совершенно "посторонний". А я так хотел "закруглить" гонку победами! - Как вам работалось в Австралии под руководством спортивного директора Дмитрия Конышева? - Я наслаждался работой вместе с Дими. Мы с ним гонялись вместе несколько лет и отлично друг друга изучили, оба профессионалы, не понаслышке знаем, что такое шоссейные гонки. Что мне больше всего нравится в Конышеве, так это то, что он советуется с опытными гонщиками и классно общается абсолютно со всеми в команде! Кажется, Дими говорит на всех языках мира. Ну, во всяком случае, я лично слышал, как он общается на русском, английском, итальянском и испанском. - Я читал о гигантской толпе болельщиков, собравшейся на старте гонки. С чем это связано: с тем, что именно на нее пришлось возвращение в спорт Лэнса Армстронга, или эта многодневка действительно вызывает большой интерес в Австралии? - И интерес вызывает, и "фактор Армстронга" сыграл большую роль. Насколько я знаю, на финише первого этапа пелотон ожидали около 140 тысяч зрителей. - И все с большими фотоаппаратами? - Как один! Все было как на этапе "Тур де Франс", незабываемая атмосфера. - Такая аудитория действительно собирается на велогонках разве что в Европе. В России и Австралии такое, боюсь, невозможно. - Да, увы. Знаю, что в России гораздо больше популярны футбол и хоккей. Есть множество хороших теннисистов. В Австралии ситуация схожая, только у нас на вершине популярности разные виды футбола и регби, крикет, теннис и плавание. Справедливости ради скажу, что велоспорт с каждым годом становится все более привлекательным для журналистов, что однозначно связано с хорошими результатами на "Туре" и классических однодневных гонок. Кроме того, велосипед - одно из наиболее популярных хобби для австралийцев. Ежегодно в Австралии продают больше велосипедов, нежели автомобилей. Могу предположить, что в России ситуация выглядит по-иному. Все-таки не тот климат, чтобы кататься на велосипеде круглый год, да и дороги, слышал, не в нужном для велосипедистов состоянии. - Так и есть. Да и отношение водителей к людям на велосипедах оставляет желать лучшего. - Жаль. Может, появление "Катюши" как-то сможет улучшить ситуацию? ГОЛОДНЫЙ АРМСТРОНГ - Я слышал, вы приятельствуете с Армстронгом. Не разговаривали с ним во время гонки? Почему он решил вернуться? - Я не спрашивал его почему. Он достаточно сказал на эту тему в прессе и на телевидении. Нам удалось переброситься парой слов перед стартом гонки. Лэнс сказал, что чувствует себя замечательно. Вообще бросилось в глаза, что это был другой Армстронг. Свежий, расслабленный, голодный до велосипеда. Не тот, которого мы видели в последние годы его карьеры. - Вы трижды побеждали в зачете лучших спринтеров на "Туре", то есть фактически три года были обладателем неофициального титула лучшего в мире. Откуда черпаете мотивацию, чтобы продолжать карьеру? Разве не надоело вот уже 15 лет подряд таскать свою сумку из одной гостиницы в другую? - Понимаете, выиграть трижды зеленую майку - одно. А вот ощущать, что по-прежнему в состоянии это сделать, - совершенно другое. Наверное, это и есть ответ на вопрос, почему я до сих пор в спорте. Просто я люблю гоняться. Вот люблю - и все тут! Люблю соревнования, процесс борьбы за победу. Когда ты пересекаешь финишную черту с поднятыми вверх руками, то не задаешь себе вопросов, зачем все это. Ощущение близкой победы и держит меня в спорте. - Вы трижды участвовали в Олимпийских играх. Правда ли, что олимпийский турнир по велоспорту не слишком высоко котируется среди профессионалов? - Видите ли, первой Олимпиадой, куда допустили профи, кажется, была Атланта-1996. Не так уж давно. И для профи это соревнование означало возвращение в любительский спорт. Соответственным было и их отношение к этому турниру. Но со временем Игры стали приобретать статус. Сейчас они вполне сравнимы по значимости, скажем, с чемпионатом мира. К сожалению, на Играх могут принимать участие только по 5 человек от страны, в то время как на том же мировом первенстве эта цифра равняется 9. А вообще я фанатею от атмосферы Олимпиады. Это ни с чем не сравнимо! Даже с трехнедельными многодневками вроде "Тур де Франс". - Какие многодневки вы планируете проехать в этом сезоне вместе с "Катюшей"? - Хотелось бы "Джиро дИталия" и "Тур". Последние годы я ездил именно эти "Гран-туры", причем "Джиро" зачастую не доезжал до конца, чтобы как следует подготовиться к "Большой петле". С "Туром" все ясно - это просто лучшее, что есть в велоспорте. А на "Джиро" мне нравится атмосфера. Итальянцы искренне считают, что их гонка самая-самая лучшая. Ну а уж если итальянцы во что-то поверили, то держись! Сергей Бутов |
| |||||