Velosport(495) 223-43-28, (495) 223-44-28,
Профессиональный велосипедный магазин






  Новости спорта
  Новости магазина

 

Новости спорта

14 декабря 2007
Александр Кузнецов: “Прошлую Олимпиаду мы проскочили чудом!”
Велоспорт

Самому успешному нашему тренеру по велоспорту Александру Кузнецову явно есть чем гордиться. Учениками — олимпийскими чемпионами Вячеславом Екимовым, Дмитрием Нелюбиным, Виктором Манаковым, Михаилом Игнатьевым и многими-многими чемпионами мира. Женой — Галиной Царевой, 6-кратной чемпионкой мира в спринте. Сыном — чемпионом мира (сегодня он — правая рука отца). Дочкой — той самой Светланой Кузнецовой, теннисной примой...

Александр Анатольевич говорит, что видит будущее и имеет программу. Набрал кредитов, построил на свои деньги в Питере 250-метровый крытый трек — первый в России, отвечающий современным требованиям. А на вопрос, не устал ли от спорта, отвечает: “Живу я так!”

 

— Давайте начнем резко: в Пекине через год нам рассчитывать не на что?

 

— А я сразу и начну: наш велоспорт давно и хронически болен. Прошлую Олимпиаду в Афинах мы проскочили чудом.

Колоссальный вклад там сделал Слава Екимов, который выиграл “серебро”, а мог бы и “золото” получить (опередивший его американец Хэмилтон затем погорел на допинге, но первое место нашему гонщику, как бывает в таких случаях, почему-то не присудили. — “МК”). Там же случились выдающиеся выступления Михаила Игнатьева и Ольги Слюсаревой. Сейчас уже почти все говорят, что именно они готовили к олимпийской победе Игнатьева. Как у нас всегда бывает… Была бы медаль, а очередь из героев выстроится за ней большая! За победами стоит федерация? Абсурд! Ну, может, к подготовке Слюсаревой она по каким-то вопросам и подключалась. “Профики” же сами научились выживать, и подключение к ним федерации минимизировано до смешного. Поэтому сегодня мы имеем остатки золотого прошлого и подвиги отдельных людей…

“В России убийственно мало гонщиков”

 

— В минувшие выходные Кубок мира на треке, по итогам которого определится большая часть участников Игр-2008, миновал экватор. Лучший результат у россиян в олимпийских дисциплинах показал ваш бывший ученик Александр Серов: на первом этапе в Сиднее и на втором в Пекине он стал третьим в индивидуальной гонке преследования. В Пекине же дебютировали и ваши пока еще совсем зеленые воспитанники…

 

— Раньше дорога на международный трек была одна — через сборную. Сегодня правила Международного союза велосипедистов (UCI) позволяют зарегистрировать сколько угодно профессиональных команд. После того как от меня ушли сразу 8 лидеров к Олегу Тинькову (бизнесмен спонсировал организованную Кузнецовым российскую команду, но через год увел гонщиков во вновь организованную, уже совместно с итальянцами. — “МК”), мы зарегистрировали в UCI молодую дружину. Наши лидеры — Владимир Щекунов, Артур Ершов и Валерий Тайков. Недавно на турнире в Москве Ершов стал вторым в индивидуальной гонке преследования вслед за олимпийским чемпионом Игнатьевым, а Щекунов — третьим. Так что нам нужна соревновательная практика.

 

— Это можно понимать так, что у вас все же есть виды на Пекин? Ставите перед своими ребятами задачу попасть на Игры?

 

— А сейчас если кто-то конкурирует с членами сборной, то уже помогает их подготовке. Из 18 олимпийских медалей в велоспорте на треке разыгрываются 10. От России зарегистрированы три команды — из Москвы и Санкт-Петербурга, а также сборная. Так что можно выступать тремя флангами. Но в России убийственно мало гонщиков. Причина одна — отсутствие стратегии и тактики развития вида. Если федерация никакая, то и результат никакой.

 

— Вы не сгущаете краски?

 

— Нет. Сейчас, при Александре Гусятникове, Федерация велоспорта России (ФВСР) достигла дна последнего трюма. Спорт сегодня — это высокие технологии, а еще это — столь необходимая государствам демонстрация духа и развития.

Мы же пошли в обратную сторону. Хорошо живут лишь федерации во главе со знаковыми лицами, способными решать ее проблемы. Но везде со знаковым человеком должен работать специалист, умеющий сплотить лучшие силы и выработать стратегию. Президенту ФВСР ничего, считаю, в этом плане сделать не удалось.

 

— Осенью при ФВСР был создан попечительский совет во главе с генеральным директором Рособоронэкспорта Сергеем Чемизовым. Это может как-то изменить ситуацию?

 

— Если появится четкая программа — значит, это все действенно. Но сейчас велоспорт на треке теплится в нескольких точках. В темповых видах — только в Питере и Москве. Появляются отдельные юниоры, но этого недостаточно для создания нормальной системы отбора. Экономика улучшилась, количество детей достаточное, но… Только Петербург, имея солидное представительство в велоспорте, имеет свои стратегию и план развития.

“Если прогоняешь кур, то останешься без яиц”

 

— А почему вы не вытаскиваете вид спорта именно через федерацию?

 

— Первые два года мы пытались помогать избранному после сиднейской Олимпиады президенту Гусятникову. Наметили программу, организовывали работу Лиги профессионального спорта, коллегии судей, тренерского совета. Но натолкнулись на противодействие президента. Ему самому хотелось держать в руках все ниточки, он не дал возможности развиваться ни одному из направлений. Федерация растеряла лидеров по направлениям. Каждый вид спорта, имеющий позвоночный столб, продуктивно развивается. Мы этим столбом, увы, уже не обладаем.

 

— Что вы имеете в виду?

 

— Уволился председатель коллегии судей Александр Ильин — единственный российский комиссар категории А, который может судить чемпионаты мира. Теперь коллегия существует формально. Были созданы условия, при которых ушла генеральный секретарь Анастасия Лихаева, прошедшая подготовку в штаб-квартире UCI в Лозанне. Был изгнан буквально за несколько месяцев до пенсии Сергей Ердаков, земля ему пухом… Он был последней ниточкой, связывавшей велоспорт с наукой. Ердаков с детства жил в велоспорте, имел бесценный архив, работал генеральным секретарем со всеми президентами федерации. А Гусятников лишил его работы, потом, правда, обращался… если нужно было подготовить доклад на коллегию Росспорта. Последним за год до Игр попал под раздачу бывший главный тренер по треку Юрий Исаев. Я был против его назначения: он всю жизнь работал на шоссе. Но Юрий приобрел опыт, стал хорошим организатором. У нас не так много тренеров в спринте, но и здесь избавились от лучшего — Станислава Соловьева. Я возглавлял тренерский совет до Олимпиады в Афинах, но, когда пошли разговоры о его “перетряске”, сразу спросил себя: стоит ли тратить время на мышиную возню? Такую кадровую политику понять трудно. Если прогоняешь кур, то останешься без яиц.

 

— Но все же у нас ведь есть победы, пусть не столь многочисленные

 

— Есть единички спортсменов высокого класса. Игнатьев, Трусов, Серов… Но с трека ушел Иван Ровный — четвертый из командной гонки. Есть олимпийская чемпионка Слюсарева и 4-кратная чемпионка мира Гранковская… Но они обе по разным причинам готовятся к Олимпиаде практически без личных тренеров. Система “разделяй и властвуй” удобна политически, но для дела смертельна.

Мы говорим — Пекин. А почему — не Лондон? Ведь сегодня нет особых проблем с деньгами, проблема только в том, как организовать, сплотить людей, нацелить их на работу, создать условия для работы и ею руководить. Что наработано за семь последних лет? Есть несколько спортсменов, способных при определенных условиях на Играх что-то показать.

Но гарантировать что-то я бы не стал. Все отвыкли работать, хотя штат по сборным вырос неимоверно. Есть врачи, массажисты, механики, все налицо, а лица нет… Наш велоспорт поднялся на центрах олимпийской подготовки. Сейчас Тула, Ростов, Пенза, Уфа, как ростки, пытаются пробиться сквозь асфальт…

 

— Какой выход из ситуации вы видите?

 

— А что мне видеть? Работать надо! Когда моих прежних воспитанников закупили в итальянскую команду, в этом за моей спиной активное участие принял и Гусятников. Захотели ребята заработать — это нормально, я их не виню, но лучше бы они сделали это после Пекина, когда я отпустил бы их со спокойной душой. Теперь я с ними на треке не работаю, работает мой ученик Манаков. А я переключился на молодежь.

 

— Те, кто видел ваш трек, пребывают некоторое время в потрясении: до чего ж хорош! Когда состоится официальное открытие?

 

— Оно нам не нужно. Трек готов. Есть еще проблемы с подключением электричества и тепла. Но будущее трека прекрасно, и у меня есть программа организовать в пятимиллионном Питере велоспорт так, чтобы девчонки и парни смогли расти от новичка до чемпиона. Сейчас решается вопрос и о строительстве двух велотрасс. Будем развивать велоспорт в городе, начнем с этой задачи…

 

Ирина Степанцева, Валерий Юрьев

http://www.mk.ru/

Все Новости


10 марта 2020
Поступление Elite, Tufo, Scicon, SCOTT в магазин "Велоспорт" на Домодедовской
31 октября 2019
Сезонное хранение велосипедов
Архив новостей

Используете ли вы пульсометр во время тренировок?