|
||||||||||||||
Новости спорта
Новости магазина
|
|
16 ноября 2007 Алесандр Усов: Ag2r Prevoyance не хватает организации. Многочисленные допинговые скандалы сыграли для велоспорта роль злого гения. От него отвернулись многие спонсоры. Уже нынче больше полусотни гонщиков элитного дивизиона остались без контрактов. У самого же опытного белорусского профессионала Александра Усова в этой непростой ситуации проблем с дальнейшим трудоустройством не возникло. Он провел хороший сезон. Единственный из белорусских гонщиков Александр проехал сразу две супермногодневки. И в обеих был заметен на спринтерских этапах. Но еще до старта последней из них — «Вуэльты» — руководство французской команды «Ag2r Prevoyance» предложило минчанину продлить сотрудничество еще на год. О наиболее интересных событиях минувшего сезона рассказывает сам Александр, которого дома можно застать практически только во время осеннего отпуска: — Прошедший сезон действительно получился неплохим. Хотя, как и любому гонщику, мне хотелось одержать больше побед. И часто я был близок к этому, но выиграл лишь однажды. А вторым-третьим много раз финишировал. Наш главный менеджер Винсент Лавеню остался доволен такими результатами, которые не сравнить с прошлогодними. Тогда у меня были проблемы с продлением контракта, со скрипом оставили в команде. А нынче еще до Тура в Испании подписался. — Из трех самых престижных супермногодневок вы проехали две. Какая из них больше понравилась? — Обе я ехал не впервые: итальянскую — во второй раз, испанскую — в третий. «Джиро» мне кажется более красивой и интересной, а «Вуэльта» — несколько нудноватой. Ведь велоспорт — это не только борьба за высокие места. Есть этапы, на которых не ставишь перед собой конкретной цели, кроме восстановительной. На них можно и пейзажами полюбоваться. — На «Джиро» вы буквально штамповали шестые места… Что они для вас? — Это лучше, чем ничего. В велоспорте любая позиция, кроме первой, приносит разочарование. Тем не менее лучше шестым финишировать, чем не закончить гонку из-за падения. — Но перед вами ставилась задача постараться выиграть этап… — Да, победа перекрыла бы все те близкие места, которые добывал. Но увы… — Много тренерских упреков выслушали? — Нет. Они понимают, что у нас не такая сильная команда, чтобы требовать победы. Она может помочь только до какого-то момента, а дальше приходится уповать на себя. Других же спринтеров одноклубники везут до последних метров. Взять ту же «Мильрам». Ее не интересует итоговое место в «классифике», а лишь победы на этапах. В этом она видит свою главную задачу. Если предполагается общий финиш, именно эта группа чаще и делает погоду в гонке. Бывает, подключаются и другие команды, но 90 процентов черновой работы проводит, как правило, «поезд» Петакки. — Но ведь можно пристроиться за ним? — Можно. Это и стараемся сделать. Но если какая-то команда усердно работала, то придется считаться с ее лидером. Особенно, если твои одноклубники не были замечены впереди. Хотя некоторые гонщики и не смотрят на то, кто участвовал в погонях, а кто отсиживался в пелетоне. Но большинство все же старается пристроиться за наиболее потрудившейся группой. На «Джиро» таковой была «Мильрам». На «Вуэльте» — также «Лямпре», возглавляемая Даниэле Бенатти. Наш «Превоянс» никогда сильно не пахал. Но у меня была возможность выиграть. В Испании дважды третьим устраивался, то есть на хорошей позиции был. Но не всегда команда могла работать. Когда Юрий Кривцов на «Вуэльте» уезжал в отрыв, мы автоматически прекращали погоню. — Не завидуете своему тезке — Петакки? Обидно, наверное, когда прекрасно готов, но из-за отсутствия поддержки не можешь полностью себя реализовать? — Здесь не зависть, а что-то другое. Не всегда и самому удается настроиться на победу. Порой не уверен в себе. Многое зависит от самочувствия. Но и фактор команды играет большую роль. Когда тебе помогают, ты чувствуешь, что обязан что-то сделать, а нет — тогда едешь, особо ни на что не рассчитывая. — А каково это — 12 дней крутить педали без отдыха, как нынче устроили организаторы «Джиро»? — Тяжело. Пережил очень неприятный момент. Вроде и чувствовал себя неплохо, но из-за навалившейся слабости отдачи не было. Этот спад случился на 15-м этапе, большую часть которого проехал в одиночку. Потом догнал группу, вновь отстал. И в конце концов «заголодал». С огромным трудом преодолел заключительную гору — знаменитую Тре Чиме Лавареде. А там еще дождь шел и холодно было. — Мысль о сходе не посещала? — Нет, просто боялся упасть. Завершив гонку, испытал полное истощение. Совсем никакой энергии не осталось. Довольно долго потом отходил от этого этапа. Но не всегда далекое место на какой-то дистанции говорит о том, что она далась спортсмену слишком тяжело. Если не претендует на высокие места в общем зачете, он может где-то немного расслабиться. Все думают, что спринтеры совсем неважно чувствуют себя в горах. Но это не так. Они отстают, потому что, не имея возможности в этот день выиграть, экономят силы для «своих» этапов. При желании же некоторые финишеры, как тот же Бенатти, и на тяжелых перевалах могли бы в тридцатку попасть. Но в этом нет смысла. — На финише 18-го этапа вы заставили изрядно поволноваться… — Это когда упал? В тот день руководство команды решило попробовать в роли финишера молодого прогрессирующего француза Ллойда Мондори. Мы все работали на него. Моя задача была — на последнем километре вывезти Ллойда на максимально лучшую позицию для заключительного спурта. Но за — Оказались не готовы к такому резкому повороту? — Нет. Мы этот вираж уже проезжали. И я подумал, что его можно немного срезать — прямее пройти. Но при этом, видимо, немного положил велосипед, то есть допустил техническую ошибку. Не случись этого, не знаю, каким бы Мондори был. Тем более, что через — Вы откровенно удивили высоким результатом в «разделке», хотя прежде к числу ее специалистов не относились… — Да и сейчас не отношусь. Максимум, на что способен, это в хорошей форме в двадцатку сильнейших попасть. Дело в том, что раньше особой надобности сильно ехать ее не было. А в Про Туре имеется командный зачет, в который идут три лучших результата на любой из дистанций. А поскольку у нас в команде индивидуальную гонку никто не жалует, меня просят постараться выступить в ней получше. Но специально к ней я не готовился. Просто был в хорошем состоянии. — И на «Вуэльте» потом здорово в ней смотрелись… — Да, там вообще только 54 секунды лидеру уступил. — Постепенно, смотришь, и переквалифицируетесь? — Кто его знает? В свое время Лорану Жалаберу это удалось. Будучи спринтером, он выиграл чемпионат мира в индивидуальной гонке. Но без подготовки это нереально. — Присутствие других белорусов как-то облегчает Гранд Туры? — Конечно. В Италии в стартовых городках мы частенько общались с ребятами — Самойловым и Куницким, что-то подсказывал им. Бронислав с Андреем еще молоды. Но очень здорово себя зарекомендовали. То есть они достаточно перспективные гонщики. И за Костю Сивцова, Сашу Кучинского, дебютировавших в «Тур де Франс», я искренне порадовался. Пусть сам и не попал на эту гонку, послал им эсэмэску с пожеланием удачи. — Но вы очень надеялись оказаться в заявочном списке на самую престижную супермногодневку. Сильно расстроились, не увидев в нем своей фамилии? — Конечно. Ведь уже не первый год надежды не оправдываются. Не знаю, почему так менеджер поступает, кого он видит во мне. Может, на следующий год, наконец, больше повезет. У нас есть французы, которые сами звонят руководству и просят включить их в состав, но я считаю, что это неправильно. А вообще у Винсента Лавеню свои принципы. Он еще в начале зимы знает, кто где будет выступать, независимо от формы. Сколько раз я называл другим директорам приблизительный состав и попадал в точку. Нынче один из лидеров команды Сириль Дессель, в прошлом году ехавший в желтой майке и в итоге показавший шестой результат, отказывался стартовать в «Туре» из-за болезни. Но менеджер убедил его в том, что по ходу отойдет. Хотя в такой гонке можно только дойти, а не отойти. Что и получилось. Дессель, так ничего вразумительного и не показав, сошел, здорово подпортив свой имидж. — Вас тоже заставили ехать «Вуэльту», несмотря на не лучшее состояние? — Нет. Я прекрасно себя чувствовал накануне. За неделю до испанской многодневки одержал ту самую единственную победу на «Тур де Лемузан». А на первом этапе «Вуэльты» плохо выступил. Оказалось, подхватил желудочную инфекцию, из-за которой целую неделю промучился. В пятой гонке вовсе еле-еле в лимит времени вписался. Он устанавливается в зависимости от профиля дистанции: на равнине — восемь процентов, в горах — 13, в «разделках» — 25. Если бы не менеджер «Телекома», который поддерживал ехавшего со мной своего гонщика, пришлось бы покупать билет на самолет. Петакки, кстати, тоже плохо себя чувствовал в начале гонки — по соседству со мной финишировал. Естественно, в таком состоянии от меня никто ничего не требовал. — В те дни вы готовы были даже от чемпионата мира отказаться? — Об этом не думал. Тем более что не отобрался в Штутгарт, плохо выступив на «республике». В связи с этим предложение стартовать в Германии стало приятной неожиданностью. Поступило оно, когда уже отошел после двух третьих мест. — Отличиться в Мадриде особенно престижно? — Да. Если б еще на подиум трое лучших поднимались, а не один. Но, к сожалению, в велоспорте зрители видят только триумфатора. Конечно, хотелось победить в испанской столице, но не получилось. Где-то и сам сплоховал. Будучи склонным к более длинному спринту, дождался, пока начнут спурт другие спортсмены. Когда сам включился в борьбу, почувствовал, что ноги «сдулись». Надо играть в свою игру. — На Чемпинате Мира вы с Кучинским устроились 15-16-м. Чего больше принес этот результат: разочарования или удовлетворения? — Мы разыгрывали 14-е место, которое досталось испанцу Оскару Фрейре. А как дальше места распределятся, большого значения не имело. Разочарование испытал из-за того, что не попал в лидирующую группу, хотя не так далек от нее был. Когда на последних кругах начались основные разборки, скорость возросла неимоверно. Эта перемена и дала о себе знать. — В отличие от многих велосипедистов, периодически меняющих команды, вы давненько выступаете за «Превоянс». Чем это объясните? — Тем, что нет других предложений. Наверное, я уже не очень перспективный. Выйдя на свой уровень, могу его поддерживать. Надежды же на то, что стану одерживать одну викторию за другой, как Петакки, мало. А команды ищут суперзвезд, которым не жалко платить большие деньги, или перспективную молодежь. Нынче, кстати, порядка 60-80 человек остались без контракта. А в следующем году найти команду будет еще тяжелее. Потому что у многих заканчиваются лицензии и они не уверены, найдут ли спонсоров. Сказываются допинговые скандалы. — Под занавес сезона вы засветились в тройке на финише «Париж-Бурже» и упустили еще один шанс на «Париж-Туре». — В обоих случаях действительно можно было выступить и лучше. Первая гонка проводилась в рамках Кубка Франции. Команда мне там вообще не помогала. А был довольно опасный участок, где я не захотел рисковать и где мешали немного. Роман Фейлу предпринял раннюю атаку. Я бросился вдогонку, большую «дырку» сократил. И в последний момент между нами сумел вклиниться швейцарец Клерк. Конечно, расстроился. С другой стороны, стабильно здесь выступаю. В прошлом году вторым устроился, сейчас третьим. А на «Париж-Туре» седьмым оказался из-за того, что немного не повезло. У Макьюэна нога выскочила — и меня занесло в сторону. Я потерял скорость и два-три места. В целом же нормально окончил сезон, чувствуя куда меньшую усталость, чем прошлой осенью. — А где вы живете во Франции? — В Шанбери, недалеко от Лиона. У нас там база расположена. И еще трое гонщиков в регионе живут, с которыми мы частенько вместе тренируемся. Выбор в пользу этого городка я сделал еще и потому, что надеялся на помощь клуба в развитии скоростных качеств. Но руководство сказало, что у них нет возможности возить меня за машиной или мотоциклом. Приходится самому выкручиваться. Я нашел одного француза, который иногда катает меня за своим авто, но не регулярно. К сожалению, организации нашему клубу не хватает. По сути, мы предоставлены самим себе. Бывает, что тебе вообще не звонят, хотя живешь в паре километров от базы. Мне трудно это понять. Видимо, такой у нас эгоистичный вид спорта. Это в футболе все тренируются вместе и если команда проигрывает, снимают тренера, а у нас все наоборот. — Где собираетесь готовиться к следующему сезону? — Во Франции. Уже в середине ноября планирую начать выезжать на шоссе, параллельно занимаясь ОФП. А в декабре уже сборы начнутся. Проводятся они только в пределах страны — таковы условия федерации. А в гоночную карусель включусь скорее всего в начале февраля в Малайзии. Елена Данильченко |
| |||||