Velosport(495) 223-43-28, (495) 223-44-28,
Профессиональный велосипедный магазин






  Новости спорта
  Новости магазина

 

Новости спорта

18 апреля 2007
Юрий Исаев: Сегодня бесполезно работать с сохой и лопатой
Юрий Исаев

Своими мыслями о сложившейся системе работы в федерации велоспорта России (ФВСР), и в частности со сборной командой России по велосипедному спорту на треке, с ИА «Спортком» поделился бывший главный тренер сборной России по трековому велоспорту Юрий Исаев, проработавшей с командой шесть лет и 14 апреля уволенный со своего поста решением руководящего комитета ФВСР.

 

Сегодня велосипедный спорт – это 18 комплектов медалей, разыгрываемых на Олимпийских играх (трек – 10 комплектов, шоссе – 4, маунтинбайк – 2 комплекта, ВМХ – 2 комплекта). Статистика завоевания медалей на чемпионатах и первенствах мира, Европы и Олимпийских играх в олимпийском цикле 2001 – 2004 гг.: трек – 111 медалей, шоссе, маунтинбайк – около 20-ти. При этом штатное расписание тренеров и специалистов сборной команды на треке и на шоссе практически одинаковое. Как и количество ставок спортсменов-инструкторов.

 

На протяжении последних четырех лет идет постоянный прессинг со стороны руководителей федерации и отдельных руководителей Федерального государственного учреждения (ФГУ) Центра спортивной подготовки (ЦСП) с требованием свернуть сложившуюся практику проведения учебно-тренировочных сборов (УТС) по группам подготовки (темп-1, темп-2, спринт-1, спринт-2, спринт-3 и т.д.) и обеспечить централизованную подготовку единой сборной команды по темпу и единой по спринту. Однако сделать это без ущерба качеству подготовки, убежден, практически невозможно по нескольким причинам.

 

Есть перечень минимально необходимых позиций, без которых невозможно обеспечить работу сборной команды России, включая проведение УТС и участие в соревнованиях:

 

1. Автотранспорт:

1.1. легковой автомобиль, оборудованный специальным багажником для перевозки велосипедов, необходим для обеспечения безопасности и эффективности тренировочного процесса, а также для участия в соревнованиях

1.2. микроавтобус, оборудованный для перевозки велосипедов и спортсменов на УТС и соревнованиях.

Для основного состава сборной необходимо 4 легковых автомобиля и 4 микроавтобуса (темп мужчины, женщины, спринт мужчины, женщины), а также столько же автомобилей для работы с молодежными командами. Автомобилей у Федерации нет и, судя по всему, не предвидится. К слову, российская федерация едва ли не единственная Федерация в Европе, которая до сих пор не имеет своих автомобилей. Арендовать автомобили на УТС в России за счет Росспорта не положено согласно порядку финансирования, а у Федерации на это денег нет.

 

Проводить подготовку за рубежом по валютным сметам (с арендой автомобилей) у нас никаких средств не хватит.

 

2. Календарь международных соревнований.

В настоящее время в программе чемпионатов мира в темповых видах программы разыгрывается 6 комплектов медалей (из них 4 комплекта в олимпийских видах). Для выступления на основных соревнованиях (чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх) необходимо привлекать на подготовку 15-20 спортсменов. Вся базовая подготовка в темповых видах программы (80-90%) проводится на шоссе. До 40% от общего тренировочного объема составляет соревновательный объем (гонки на шоссе). Количественный состав команды на гонку – 6 спортсменов. Чтобы обеспечить основной состав необходимым объемом соревнований, необходимо постоянно тремя составами участвовать в различных гонках. Но получается, что сборная команда для обеспечения подготовки и участия в соревнованиях практических ничего своего не имеет: нет ни транспорта, ни инвентаря и запчастей в необходимом объеме. Механик у нас есть. Но один на весь трек. И он в 80-90 процентов своего рабочего времени занимается материально-техническим обеспечением всей Федерации, а механиком работает только на трековых соревнованиях на выезде 50-60 дней в году.

 

3. Штатное расписание тренеров и специалистов сборной команды:

 

Основной состав 19 человек

Гл. тренер – 1 чел

Начальник команды – 2 чел

Ст. тренер (по направлениям) – 4 чел

Врач (по направлениям) – 4 чел

Массажист (по направлениям) – 4 чел

Механик (по направлениям) – 4 чел

Резервный состав 9 чел.

 

Однако для нормальной работы сборной России (основного и молодежного составов) необходимо 27 ставок для тренеров и специалистов. В настоящее время мы имеем 12 ставок. Также необходимо 60 ставок спортсменов-инструкторов – мы имеем 15 ставок.

 

О какой централизации может идти речь, если сборная на подготовку спортсменов реально имеет в своем распоряжении только средства Росспорта – и на проведение УТС (питание, проживание, аренда спортсооружений, медикаменты), и на российский календарь соревнований, и на участие в соревнованиях за рубежом? Благодаря системе, принятой Росспортом по ежегодному определению целевых лимитов финансирования сборных команд (по спортивному принципу), велоспорт на треке в течение нескольких лет получал целевое финансирование, и это стало дополнительным импульсом для его поддержки и развития.

 

Что касается спортинвентаря, то мы знаем, что уже несколько лет Росспорт ежегодно закупает для сборной велосипеды и запчасти. Однако конкретной и открытой информацией о том, сколько на самом деле приобретается инвентаря и какого, а также кому и как он выдается, владеет исключительно президент ФВСР Александр Гусятников.

 

Поэтому все эти годы сборная команда по велоспорту на треке полноценно работала, только благодаря совместным усилиям многих организаций, кооперации средств Росспорта и территориальных спортивных организаций Москвы, С.Петербурга, Тулы, Ростова-на-Дону и т.д. При этом она опиралась не только на спортивный потенциал – спортсменов и тренеров – территориальных команд, клубов, велоцентров, но и на их материально-технические возможности. Только таким образом мы сумели создать необходимые условия для подготовки спортсменов и успешно выступали в предыдущие годы на основных международных стартах. Попытка же волевой и жесткой централизации подготовки сборной может нарушить сложившуюся систему работы со всеми заинтересованными организациями. Мы можем лишиться поддержки со стороны территорий, а своих даже минимальных возможностей для нормальной работы у нас просто нет. И тогда, за полтора года до Олимпийских игр в Пекине, вся наработанная годами хрупкая структура работы сборной может просто рассыпаться, как карточный домик.

 

Попытки руководителей Федерации сделать отдельных тренеров не просто старшими тренерами по направлениям, но и сделать их тренерами-практиками, собрав под них в приказном порядке всех сильнейших спортсменов, ни к чему хорошему не приведут. Тренер-практик формируется годами практической работы, а не по указанию сверху. Доверие спортсмена к тренеру формируется тоже годами и достигнутыми ими совместно реальными результатами. Например, восемь месяцев назад на российской трековой орбите появились почти одновременно два тренера. Один - с огромным опытом практической тренерской работы, другой – бывший спортсмен, проработавший едва ли не два десятка лет в весьма далекой от спорта сфере и недавно вернувшийся в спорт, однако уже наделенный реальными рычагами власти. Сейчас, спортсмены желающие попасть на подготовку к первому тренеру, выстроились в очередь, а ко второму, несмотря на все имеющиеся в его распоряжении рычаги власти, такого ажиотажа, мягко говоря, не наблюдается.

 

Теперь о науке и работе комплексно-научных группы (КНГ). Все, что высказала Ольга Слюсарева в своем интервью ИА «Спортком» о работе КНГ в целом, и на чемпионате мира в Пальма-де-Майорка, в частности, это крик души спортсменов и постоянная зубная боль тренеров. К сожалению, в этом направлении мы отстали от ведущих команд мира лет на пятнадцать. Все 90-е годы прошлого и первые годы нового столетия были российским спортом в этом смысле безвозвратно утрачены. Последние несколько лет Росспорт предпринимает большие усилия в ликвидации этого пробела, и это частично удается, но мир-то при этом тоже не стоит на месте. Пять-шесть лет назад я был инициатором создания КНГ для сборной команды России по велотреку. КНГ заработала. Появилась надежда, что мы выходим на качественно новый уровень в своей работе. Однако вскоре, получая раз за разом отчёты по проведенным обследованиям, мы убедились, что они носят чисто формальный характер. Так как, реально только результаты биохимии информативны и используются тренерами и врачами в работе. Остальная информация - только лишь для отчета. Видя всё это, тренеры и спортсмены стали просто отказываться от абсолютно бессмысленных тестирований.

 

Например, основная работа спринтера длится 10–15 сек. Определяющими показателями для спринтера являются взрывная мощь и скоростные качества в этот промежуток времени. Нам же из года в год предлагается стандартная методика тестирования PWC 170. Это хорошая информативная методика, но …для шоссейников и темповиков, а не для спринтеров. Да, эти заключения имеют унифицированную форму рекомендаций, которая повторяется неоднократно из отчета в отчет. Тренеры спринта, получая такие заключения, задают вопрос: «Как же нам-то использовать их в своей работе?» Ответа нет.

 

Два года назад, Федерация, несмотря на мои категорические возражения, решила сделать эту КНГ комплексной для всех направлений велоспорта (трек, шоссе, МТБ, ВМХ). Сделали… Статус КНГ стал, конечно, звучать солиднее. Но в результате мы лишились даже системной работы биохимика. Таким образом, получается, что дело не только в организации работы КНГ как таковой, но и качестве ее заключений по обследованиям. Но ведь ни у КНГ, ни у сборной команды нет для них даже минимально необходимого оборудования: SRM – оборудования, на котором весь мир работает более 15 лет, пульсометров, видеокамер, электронного хронометража, стартовых блоков и т.д. Поэтому, даже если бы у нас и были самые качественные заключения и рекомендации КНГ, мы ими все равно не смогли бы воспользоваться. У нас нет, повторяю, необходимого оборудования для реализации рекомендаций на практике. На все мои вопросы руководителю КНГ, почему же нет оборудования, я неизменно получал один и тот же стандартный ответ: «Заявки на оборудование подаются своевременно, но нам его почему-то не закупают». Проявлять же какие-либо дополнительные инициативы для того, чтобы этот жизненно важный для спорта высших достижений вопроса все-таки решить, он отказывался. Наверное, считал это бессмысленным. Видя всё это, в 2005-м году я сам занялся решением этой задачи. Правда, за эту инициативу полтора месяца назад на совещании во ВНИИФКе получил жесткое замечание от гостренера и первого вице-президента ФВСР Юрия Кучерявого. Он мне тогда пригрозил, что, дескать, со мной еще разберется: почему это я занимаюсь вопросами КНГ, а не тренировочным процессом? Да, потому, что совершенно очевидно – сегодня бесполезно работать с сохой и лопатой.

 

В этом году мы, наконец, попали в заявку Росспорта на приобретение перечисленного оборудования, и я надеюсь, что через два-три месяца мы его получим. Однако теперь появились другие опасения. Несмотря на то, что это оборудование предназначается исключительно для нужд сборной России по треку и приобретается именно по ее заявкам, ФВСР, как это она делает обычно, наверняка «размажет» это оборудование по всем направлениям велосипедного спорта, создав видимость не только комплексной КНГ, но и охвата все олимпийцев. Тогда эффективность от этого оборудования будет сведена к минимуму.

 

Тем не менее, несмотря на все вышеизложенное и слабое, как никогда, выступление трековой сборной на чемпионате мира 2007 года на Майорке, наши прогнозы на Олимпийские игры в Пекине достаточно оптимистичные. Мы имеем реальный спортивный потенциал на завоевание медалей в Пекине, и даже, считаю, лучший, чем в 2004 году в Афинах.

 

Все Новости


10 марта 2020
Поступление Elite, Tufo, Scicon, SCOTT в магазин "Велоспорт" на Домодедовской
31 октября 2019
Сезонное хранение велосипедов
Архив новостей

Используете ли вы пульсометр во время тренировок?